Статьи

Составляющие успеха вексельных программ

Кроме финансовой устойчивости предприятия, для организаторов вексельных программ важны и другие факторы. Прежде всего, это готовность ее руководителей раскрывать информацию о своем бизнесе (реальных денежных потоках, составе учредителей компании и пр.). От прозрачности и открытости фирмы в немалой степени будут зависеть стоимость и объем привлеченных ею средств.

– Вексельный рынок – публичный рынок, – акцентирует Наталья Маркелова из Юниаструм Банка. – Потенциальные инвесторы хотят больше знать о компании, векселя которой они собираются купить. Соответственно, чем больше они найдут информации для анализа в открытых источниках, тем легче им будет принять решение.

Изучая финансовое положение компании, организаторы вексельной программы запрашивают бухгалтерскую и управленческую отчетность (последнюю – на условиях конфиденциальности). Фирма должна будет рассказать обо всех своих прежних кредитных обязательствах (с какими банками сотрудничала, по каким ставкам брала кредит и т. д.). Еще два года назад такую информацию российские предприятия скрывали за семью печатями. Но сейчас отношение меняется: все больше компаний стремятся быть «белыми и пушистыми».

– Наша компания была совершенно другой до выхода на рынок публичных заимствований, – признает Артур Йордан, первый вице-президент группы компаний «НТ Компьютер», занимающейся продажей компьютеров и комплектующих. – Мы не участвовали в рейтингах, финансовую отчетность предоставляли только контролирующим инстанциям. Трудно было преодолеть привычку к закрытости. Но сейчас появилась ответственность не только перед компанией, но и перед теми людьми и организациями, которые приобрели наши векселя.

Другой немаловажный фактор, без которого вексельная программа может не состояться, – высокий образовательный уровень руководителей компании (как минимум, генерального и финансового директоров). Если у предприятия есть все условия для успешного выпуска своих векселей, но его финансисты не знают, что это такое, вряд ли кто-то с ним будет сотрудничать.

– Если топ-менеджеры компании плохо представляют, что такое вексель, какие возникают права и обязанности у векселедателя, то мы даже не будем с ними разговаривать, – предупреждает Марина Комарова. – Как правило, уже во время первого знакомства становится ясно, что из себя представляет руководитель, насколько ему можно доверять, будет ли он соблюдать финансовую дисциплину. Несмотря на то что мы оформляем сделку, строго соблюдая все юридические формальности, в большинстве случаев наше сотрудничество с компанией строится на неформальных отношениях.

Для успеха вексельной программы важен также удачный момент выхода на фондовый рынок, который реагирует на любые изменения – как политические, так и экономические. Поэтому даже если вексельная программа будет готова к запуску, то организатор может ее придержать. К примеру, нет смысла выходить на рынок, если он уже насыщен ценными бумагами, если в стране грядут глобальные перемены (выборы президента, смена кабинета правительства), если ожидается принятие какого-то важного закона о регулировании обращения ценных бумаг и т. д.

 
Hosted by uCoz