Статьи
Кому это доступно?
Преимущества вексельных займов уже осознали практически все успешные предприятия. Но далеко не всем компаниям они доступны. Чтобы понять, может ли ваша фирма позволить себе выпуск векселей, ей придется обратиться к организаторам вексельных программ, которые проанализируют ее финансовое состояние. В роли таких организаторов выступают банки средней величины (например, такие, как «Зенит», «Адмиралтейский», Юниаструм Банк, Локо-банк и пр.) и инвестиционные компании (в Москве наиболее известны из них «Лидинг» и «Регион»). Крупные банки занимаются в основном облигационными займами: они гораздо масштабнее и доходнее, а потому интереснее для них.
Инвестиционная компания или банк, выступающие организатором программы, могут выкупить вексельный транш полностью или частично, а затем разместить векселя на вторичном рынке ценных бумаг. А могут и напрямую запустить векселя в обращение. Для компании-эмитента, конечно же, выгоднее, если ее бумаги будут сразу выкуплены какой-то одной структурой: в таком случае она сразу получит всю сумму займа. Но для организаторов это намного рискованнее.
– Главные условия, на которые мы обращаем внимание, когда анализируем состояние компании, это ее устойчивое финансовое положение и динамичное развитие на протяжении последних трех лет, – рассказывает Марина Комарова, начальник отдела вексельных программ финансово-инвестиционной компании «Лидинг». – Нам важно понять, сумеем ли мы продать на рынке бумаги того или иного эмитента. Ведь вексель – это такой же товар. После экспресс-анализа отказы составляют примерно 50%.
Жестких критериев, по которым можно было бы выделить потенциально привлекательные для вексельного рынка компании, нет. С одной стороны, шансов на успешную реализацию вексельной программы, безусловно, больше у крупных фирм. Ведь чем известнее и крупнее компания, тем проще ее вывести на рынок, тем ниже будут для нее ставки. Но с другой стороны, есть немало раскрученных компаний, предпочитающих оставаться в тени и скрывающих свои истинные доходы. А это значит, что привлечь внимание инвесторов к их ценным бумагам будет очень сложно.
– Нередко бывает так, что к нам обращается предприятие, продукция которого у всех на слуху, но мы смотрим на его прибыль в отчете и видим, что она составляет всего 150 тыс. рублей. Это значит, что весь бизнес ведется вчерную, – комментирует ситуацаию Марина Комарова. – Таким компаниям мы либо сразу отказываем, либо просим предоставить отчетность, которая будет отражать реальное состояние дел. Конечно, векселя можно выпускать и с убыточным балансом, это не запрещено. Но такие ценные бумаги просто никто не купит.
Организаторы вексельных программ признаются, что с небольшими компаниями они работают неохотно, поскольку это более рискованно. Во-первых, всегда есть угроза их поглощения более сильными конкурентами. Во-вторых, инвестиционные возможности таких компаний ограничены их активами. По общепринятому правилу, размер вексельного займа не может составлять больше 25% от оборота компании. Следовательно, чем компания крупнее, тем больше организаторы вексельной программы смогут на ней заработать.
– Здесь срабатывает так называемый «эффект масштаба»: есть разница, когда вы продаете векселей на 100 тыс. рублей или сразу на 10 млн., – продолжает Марина Комарова. – Организаторам, конечно, выгоднее продавать ценные бумаги большими траншами – на 10-50 млн. рублей. Хотя, в принципе, выпуск векселей на меньшую сумму тоже возможен. Весь вопрос в том, насколько компания, делающая этот шаг, будет интересна нам и рынку.
Если организаторы и соглашаются работать с небольшим предприятием, то в качестве компенсации риска, как правило, выдвигают дополнительные условия: либо завышают ставки, либо вводят кого-либо из своих людей в состав акционеров компании. И малым фирмам ничего не остается, как подчиниться. Однако до недавнего времени вексельный рынок был закрыт и для средних компаний, осуществляющих сравнительно небольшие по объему займы. От организаторов требовались титанические усилия, чтобы обеспечить более или менее устойчивое обращение таких векселей. Но сейчас все эксперты сходятся во мнении, что на рынке наступает новый этап. Инвесторы готовы финансировать не только крупные раскрученные предприятия.